Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Военные реформы. / В.А. Демин

Военные реформы начались в 1905 в связи с поражением в рус.-яп. войне. Были направлены на устранение выявившихся недостатков, прежде всего неудовлетворительной подготовки командного состава, отсутствия всестороннего планирования воен. мероприятий, а также недостаточного обеспечения военнослужащих. Разрабатывало в.р. само воен. ведомство. В ряде случаев их инициатором была третья Гос. дума и ее комиссия по гос. обороне.
Для объединения деятельности всех ведомств по воен. делам в 1905 был создан Совет гос. обороны во главе с вел. кн. Николаем Николаевичем младшим. Он включал воен. и морского министров, нач. Генштаба и Морского генштаба, а также несколько генералов и адмиралов по назначению императора, но фактически являлся совещательным органом при пред. В 1905 было создано гл. управление Генштаба, ведавшее стратегическим планированием, разведкой, воен. сообщениями, картографией и др. делами сухопутных войск. Возглавлявший его нач. Генштаба ген. Ф.Ф. Палицын (ставленник вел. кн. Николая) был независим от воен. министра, имел право доклада имп., но реально подчинялся пред. Совета обороны. Непосредственно императору подчинялись управления ген.-инспекторов родов войск, долженствующие руководить их боевой подготовкой. Большинство должностей ген.-инспекторов было замещено великими князьями.
Тем не менее реальная власть в военных делах оставалась у воен. и морского министров, также подчиненных непосредственно императору, имевших (в отличие от Совета обороны и Генштаба) право законодательной инициативы и, главное, являвшихся фактическими нач. войск и флота (воен. министр – с оговорками) и распорядителями воен. кредитов. Благодаря этому они могли саботировать неугодные им решения Совета. По свидетельству тогдашнему ген.-квартирмейстера Генштаба ген. Ю.Н. Данилова, нач. Генштаба «оказался не только совершенно оторванным от жизни и практической работы, но и вполне бессильным в проведении тех мер, кои казались необходимыми и неотложными». Ему «в лучшем случае выпадала роль почетного консультанта или ходатая по военным делам».
Все мемуаристы указывают, что Совет обороны был составлен «до крайности неудачно» (А.Ф. Редигер) и оказался не в состоянии объединить работу различных ведомств. По словам историка В.А. Авдеева, «в результате реформ центрального военного управления создалось многовластие, еще более дезорганизовавшее и без того расстроенную армию».
В апреле 1906 г. были сокращены сроки военной службы: в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках с 4 до 3 лет, в кавалерии и конной артиллерии с 5 до 4, на флоте с 7 до 5 лет. Были приняты меры для улучшения командного состава. С 1905-06 был введен упрощенный порядок увольнения престарелых и иных несоответствующих назначению офицеров по решениям аттестационных комиссий. Было уволено около 7 тыс. офицеров, в т.ч. 4,3 тыс. по возрасту или несоответствию своему назначению. Движение по службе способных офицеров значительно ускорилось.
В 1908 единство воен. управления было в основном восстановлено. С марта 1908 имп. Николай II, недовольный оппозицией вел. кн. Николая и Совета обороны военному кораблестроению и их выступлениями в пользу преимущественного финансирования сухопутных войск, стал возлагать объединение деятельности военного и морского министерств на Совет министров или особые совещания из заинтересованных министров и нач. генштабов под председательством пред. Совета министров П.А. Столыпина, ставшего сторонником линейного флота. После увольнения Николая Николаевича с поста пред. в июле 1908 Совет обороны не собирался и в 1909 был упразднен.
В октябре 1908 воен. министр сменил пред. Совета обороны во главе Высшей аттестационной комиссии. В ноябре 1908 новый нач. Генштаба ген. В.А. Сухомлинов отказался от права доклада императору, тем самым подчинившись воен. министру. Ген.-инспекторы родов войск в 1908-10 были лишены распорядительной власти и права доклада императору.
Была сокращена армия мирного времени, начата замена призывников вольнонаемными вне строя, сокращалось число денщиков. Были приняты меры по увеличению выпуска военных училищ для ликвидации некомплекта офицеров, а также по улучшению их подготовки. С 1910 юнкерские училища с 2-летним курсом преобразовывались в военные с 3-летним сроком обучения. Были разработаны более удачные уставы, улучшена организация пополнения армии лошадьми. В 1909 по требованию Гос. думы была назначена не имевшая прецедента сенаторская ревизия интендантской службы. Она устранила практику фактической легализации очень значительных злоупотреблений и послужила толчком к реформе интендантства. Были сокращены отвлечения солдат хоз. делами в ущерб боевой подготовке, упразднены отличавшиеся низкой боеспособностью резервные и крепостные войска, составлявшие 15 % армии. Взамен были усилены полевые войска, а также их артиллерия (1910). С 1910 началось усиленное финансирование сухопутных войск для улучшения материальной части. В частности, армия оснащалась пулеметами. В 1912 был издан новый Устав о воинской повинности (подготовленный при правительстве Столыпина), который значительно сократил льготы по образованию и семейному положению, заменил участковую разверстку общеимперской и др. Устав вполне отвечал потребностям армии мирного времени, но для военного оставлял слишком большое количество льготников. Значительно улучшилась социальная защита военных. В мае 1906 для увольняемых офицеров были временно введены повышенные пенсии (позволившие провести «чистку» командного состава). На их основе в 1912 был издан подготовленный правительством Столыпина новый пенсионный устав, обеспечивающий отставным офицерам с большой выслугой безбедное существование.
С 1909 значительно повышалось жалование строевых офицеров. Увеличилось содержание сверхсрочников и военных чиновников. По требованию Думы были введены гос. пенсии потерявшим трудоспособность нижним чинам и их семьям вместо символических пособий из разных источников (1912).
См. также Военное министерство, Морское министерство.
Источники: Александр Иванович Гучков рассказывает... М., 1993. Савич Н.В. Воспоминания. СПб.-Дюссельдорф, 1993. Редигер А. История моей жизни. Т. 1- 2. М., 1999. Сухомлинов В.А. Воспоминания. Берлин, 1924 (М.-Л., 1926).
Лит-ра: Ближний. Государственная дума и государственная оборона. Б.г., б.м. Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны. М., 1968. Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1976. С. 263. Авдеев В.А. В.А. Сухомлинов и военные реформы 1905-1912 годов // Россия: международное положение и военный потенциал в середине XIX – начале ХХ века. М., 2003.
В.А. Демин

Возврат к списку