Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Профессиональные союзы, / И.С.Розенталь

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (профсоюзы) - орг-ции наемных рабочих и служащих одной профессии или отрасли, защищающие их эконом. (проф.) интересы. В России до 1906 законодательство допускало деятельность только об-в и касс взаимопомощи, нередко с участием владельцев предприятий. С кон. XIX в. в Польше и Литве действовали нелегаль. П.С. Повсеместное создание П.С. началось в 1905 в ходе масс. стачеч. движения. Юрид. основу для их легального существования создали Врем. правила об об-вах и союзах 4.3.1906. Конкретизируя провозглашенное 17 октября 1905 начало свободы союзов, этот акт вместе с тем знаменовал отказ пр-ва от проводившейся до тех пор попечительной политики в раб. вопросе, но отступал (по сравнению с первыми редакциями) от принципа свободных договорных отношений между рабочими и работодателем. Это отступление еще более подчеркнули сенатские разъяснения Врем. правил. Пр-ву П.А. Столыпина предстояло подготовить взамен Врем. правил постоян. закон, регламентирующий образование, функционирование и закрытие обществ. орг-ций, в первую очередь П.С. (проф. об-в, по офиц. обозначению). Циркуляром от 9.9.1907 Столыпин потребовал от губернаторов и градоначальников сообщить в МВД о выявившихся недостатках Врем. правил с тем, чтобы устранить их при составлении постоян. закона. Полученные ответы обобщил чиновник особых поручений при мин. внутр. дел М.И. Блажчук, передавший этот материал созванному в фев. 1908 Междуведомств. совещанию, образованному при Деп-те общих дел МВД под рук. дир. Деп-та А.Д. Арбузова. В состав совещания вошли представители мин-в внутр. дел, юстиции, финансов, торговли и пром-ти, путей сообщения, гл. упр. землеустройства и земледелия, ведомства учреждений императрицы Марии, а также Совета съездов представителей торговли и пром-ти и Петерб. об-ва заводчиков и фабрикантов. Деп-т полиции МВД представлял в совещании Блажчук. Столыпин высказал пожелание, чтобы совещание закончило работу "в возможно кратчайший срок".
В качестве эксперта по раб. вопросу Столыпин привлек Л.А. Тихомирова, к-рый критически рассмотрел записку "О проф. движении в империи" и проект нового закона, подготовленные Блажчуком. Тихомиров согласился с Блажчуком в том, что Врем. правила в смысле противодействия рев. движению не достигли цели, предоставив революционерам "широкие легальные возможности", но указал, что законопроект Блажчука, продиктованный только полицейскими соображениями, будет невозможно провести через Гос. думу и Гос. совет. Подобной же двойственностью отличался циркуляр Столыпина от 20.10.1909 (составлен И.Я. Гурляндом) по поводу ответов губернаторов на вопросы о недостатках Врем. правил: в циркуляре говорилось, что премьер придает "огромное значение обществ. самодеятельности", и в то же время обращалось внимание на то, что губернаторы должны быть всесторонне осведомлены о действит. направлении этой самодеятельности, для чего необходим тщательный надзор за об-вами. Циркуляр предписывал "срединный" подход в определении границ обществ. самодеятельности, предостерегал против излишней придирчивости при оформлении об-в, но такой подход не был найден.
При обсуждении законопроекта проявлялись ведомств. разногласия, прежде всего между МВД и Мин-вом юстиции. Однако охранительно-полицейские соображения оставались превалирующими как в практике применения Врем. правил на местах, так и в работе Междуведомств. совещания Арбузова. Столыпин недооценивал стратегич. важность решения раб. вопроса для эволюц. трансформации рос. об-ва, не осознал в полной мере объектив. значение потребностей, к-рые вызвали к жизни П.С. Пр-во считало, что достаточной социальной компенсацией рабочим явится принятие законов о страховании, также готовившихся продолжит. время параллельно с переработкой Врем. правил. В отношении П.С. первостепенной задачей признавалось обеспечение за их деятельностью адм. контроля. Совещание отклонило предложение установить одинаковые правила для всех обществ. орг-ций, решив, что для П.С. необходимы "более стеснит. нормы".
С момента введения в действие Врем. правил из всех видов обществ. орг-ций наиб. ограничениям и преследованиям подвергались культ.-просветит. и проф. орг-ции. С 1906 по 1910 было закрыто 497 П.С., 604 было отказано в регистрации. Тов. мин. внутр. дел П.Г. Курлов, к-рому было поручено ответить на запрос с.-д. фракции 3-й Гос. думы о преследованиях П.С., заявил, выступая 28.10.1909 в Думе, что МВД ведет борьбу не с проф. движением, а с антиправительств. пропагандой и что, согласно "секрет. док-ту" РСДРП, попавшему якобы в руки Деп-та полиции, с.-д. составляли в 1907 33% численности петерб. П.С., а в 1909 - 49%; следовательно, П.С. "превращаются мало-помалу в противозаконные сообщества". Приведенные данные были сфальсифицированы, но тенденция к увеличению доли с.-д. в составе П.С. действительно имела место. Однако это происходило в результате сокращения общего числа их членов, в т.ч. из-за репрессий. Дума осудила преследования П.С.
Междуведомств. совещание завершило свою работу в дек. 1910. Столыпин рассмотрел проект нового закона с главой "О проф. об-вах" 7.6.1911. Большинство положений законопроекта, исходивших от Деп-та полиции, Столыпин нашел неприемлемыми, но высказанные им замечания не касались П.С. 23.8.1911 он направил проект закона гос. секр. А.А. Макарову с просьбой дать свое заключение. После гибели Столыпина работа замедлилась, проект продолжал дорабатываться. Гл. составителем окончат. варианта текста был Гурлянд. В окт. 1913 Совет министров решил организовать для доработки новую междуведомственную комиссию. Лишь в мае 1914 пр-во И.Л. Горемыкина сочло законопроект готовым для внесения в 4-ю Гос. думу.
Сведения о содержании законопроекта стали просачиваться в печать в ходе работы Междуведомств. совещания, а в 1914 большинство период. изданий пришло к выводу, что это явный шаг назад - по сравнению не только с Врем. правилами, но и с "предположениями" в бюрократич. кругах "при П.А. Столыпине" (в первый период деятельности его пр-ва) о том, что "органич. законы о публич. правах должны вмещать в себя начала нового строя, должны быть конструированы по типу подобных актов в западноевроп. конституц. гос-вах" и не могут быть "воспроизведением порядков старого режима или врем. правил переходного периода или же даже старых норм" (Речь. 1914. 8 янв.). В прессе отмечалось, что законопроект имеет целью "обеспечить существование П.С. только по имени, а не на деле", и он "не изменит положения ни в чем" (Утро России. 1910. 3 окт.).
Законопроект сохранил все ограничит. положения Врем. правил 4.3.1906: формулировку, в соответствии с к-рой П.С. могли лишь "выяснять"и "согласовывать", но не защищать права своих членов; вместо явочного порядка открытия П.С. длительную бюрократич. процедуру при решающей роли мнения полиции; запрещение П.С. организовывать стачки; внесудеб. закрытие П.С. по решению губ. администрации и др. Кроме того, законопроект воздвиг новые барьеры на пути увеличения численности П.С., не допуская в П.С. рабочих моложе 17 лет, безработных и имевших стаж работы на одном предприятии менее года. Устанавливался возрастной ценз для участия в голосовании (21 г.) и для избрания в состав правления П.С. (25 л.). Власти могли затребовать списки всех чл. П.С. В соответствии с пожеланиями губернаторов запрещалось открывать иногородние отд. П.С. Не были узаконены и коллектив. договоры.
В начале 1-й мировой войны пр-во решило законопроект отложить. Последняя попытка вернуться к нему была предпринята во 2-й пол. 1916. В конечном итоге законопроект так и не был внесен в Гос. думу, и Врем. правила 4.3.1906 продолжали действовать вплоть до падения монархии.
Лит.: Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968; его же. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991; Рабочий класс России. 1907 - февраль 1917 г. М., 1982; Розенталь И.С. О количестве, численности и составе профсоюзов в царской России // ИСССР. 1984. № 1; его же. Рабочий вопрос в дореволюционной России // Отечественные записки. 2007. № 37(4); Перегудова З.И. Политический сыск в России (1880-1917). М., 2000; Туманова А.С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. Тамбов, 2002; ее же. Общественные организации и русская публика в начале XX века. М., 2008.
Розенталь И.С

Возврат к списку