Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Переселение в Сибирь и на Кавказ

Переселение в Сибирь и на Кавказ

Переселение – система государственных мероприятий по созданию условий для добровольного перемещения населения из постоянного места жительства на территории, подлежащие заселению и освоению. В годы столыпинских реформ, переселение стало приоритетом государственной политики, имея одновременно аргарное и геополитическое значение. С 6 мая 1905 переселение перешло под контроль ГУЗиЗ, ведущей государственной организацией, осуществляющей столыпинскую аграрную реформу. За годы реформ была сформирована нормативная база, регулирующая переселение. В сент. 1906 г. был издан указ о передаче под переселение свободных кабинетских земель Алтайского округа, в 1908 г. – Нерчинского горного округа. 10.03.06 и 29.11.06 были приняты положения Совета министров, предусматривавшие процедуру отправки ходаков для приискания, осмотра и зачисления свободных казенных земель в некоторых районах Сибири и Урала. Данное право предоставлялось всем желающим, независимо от их местожительства или имущественного статуса. Позднее было принято решение сохранить данный порядок и в 1908 г., распространив его на весь Урал (« О порядке переселения за Урал в 1908 году» (3 ПСЗ. Т. 28. № 30152. Собрание узаконений. 1908. 5 апреля. Отд. I. Ст. 333). Позднее были приняты законы «О порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев» (3 ПСЗ. Т. 29. № 31728. Собрание узаконений. 1909. 5 мая. Отд. I. Ст. 548), «Об изменении срока сохранения переселенческих участков за ходоками и переселенцами, самовольно покинувшими места водворения» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33539. Собрание узаконений. 1910. 28 мая. Отд. I. Ст. 868), «Об отпуске из государственного казначейства средств на усиление капитала для выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также на административные расходы по выдаче означенных ссуд» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33808. Собрание узаконений. 1910. 7 июля. Отд. I. Ст. 1256), «О выдаче из сумм Государственных сберегательных касс ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита и о разрешении обращать на нужды сего кредита некоторые крестьянские общественные капиталы» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33865.Собрание узаконений. 1910. 9 июля. Отд. I. Ст. 1297), «Об изменении правил о выдаче ссуд на хозяйственное устройство переселенцев» (3 ПСЗ. Т. 32. № 37714. Собрание узаконений. 1912. 21 июля. Отд. I. Ст. 1439). Отдельный блок законопроектов касался организации переселения и землеустройства на Кавказе и в Азиатской России: «Об отпуске из государственного казначейства средств на орошение центральной части Муганской степи» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35380.Собрание узаконений. 1911. 17 июня. Отд. I. Ст. 1097), «Об отводе казенных орошенных участков в Муганской степи» (3 ПСЗ. Т. 32. № 37579. Собрание узаконений. 1912. 16 июля. Отд. I. Ст. 1311), «Об отпуске из государственного казначейства средств на окончание работ по орошению северо-восточной части Голодной степи» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35416. Собрание узаконений. 1911. 21 июня. Отд. I. Ст. 1176). 4 марта 1911 г. Николаем II было утверждно Положение «О порядке ходаческого движения за Урал». Также при организации переселения применялись указ от 9.11.06 г. о праве крестьян закреплять находящиеся в их пользовании земли в частную собственность, Наказ землеустроительным комиссиям, Правила «О согласовании посреднической деятельности Крестьянского поземельного банка с общими землеустроительными мероприятиями правительства» (3 ПСЗ. Т. 28. № 30521. Собрание узаконений. 1908. 18 июля. Отд. I. Ст. 768), Закон «О предоставлении под переселение земель Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35141.Собрание узаконений. 1911. 20 мая. Отд. I. Ст. 845). Часть законопроектов осталась нереализованной. Прежде всего, это «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях Сибирских губерний и областей», внесенное осенью 1910 г., а также проект «О продаже переселенческих участков в некоторых местностях Азиатской России». С 1906 по 1914 гг. в Сибирь мигрировало 3772,2 тыс. чел., из которых 3040,1 тыс. - переселенцев и 731,8 тыс. – ходоков. Это было в два раза больше, чем за предыдушие 20 лет (Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001. С. 251). На Кавказ за аналогичный период мигрировало около 55 тыс. чел. Число обратных переселенцев за указанный период составило 17,4% и ходоков 67,8%. Переселением были охвачены все губернии Европейской России, а также Малороссии и Белоруссии. Однако, некоторые регионы давали наибольший процент ходоков и переселенцев (см. таблицу) - (Азиатская Россия. Т.1. С. 69).

Откуда       Куда       
Витебская и  Могилевская губ., сев. Черниговской губ.       Сев. часть Тобольской губ.       
Орловская и Полтавская губ.       Юж. часть Тобольской губ.       
Курская, Воронежская, Тамбовская, Черниговская, Полтавская губ.       Томская губ.       
Могилевская, Полтавская, Смоленская, Витебская, Курская губ.       Енисейская губ.       
Могилевская, Витебская, Смоленская, Минская и Пермская губ.       Иркутская губ.       
Малороссия (Екатеринослаская, Полтаская, Херсонская, Таврическая губ.) и соседние восточные губ. России (особ. Самарская губ.)       Тургайская, Уральская и Семипалатинская обл.       
Губ. степного юга России       Акмолинская обл.       
Полтавская, Черниговская, Харьковская, Киевская, Подольская и Волынская губ.       Амурская и Приморская обл.       

 

Организация переселения осуществлялась Переселенческим управлением, которое 06.05.1905 было передано из МВД в ГУЗиЗ. Территория Азиатской России была разделена на 12 переселенческих р-нов с землеустроительными и землеотводными партиями, агрономическими, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами. Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями и уездами Европейской России по особой предварительной разверстке в виде долей, на которые направлялись ходоки. В строгом соответствии с количеством этих долей выдавались в местах выхода переселенцев ходаческие свидетельства. Технологически, процесс переселения состоял из нескольких этапов. На первом, создавались организованные ходаческие группы, состоящие, как правило, из домохозяев. Ходок мог отправляться не только от имени одной семьи, но и по поручению сельского общества или товарищества. Таким организованным ходокам выдавались на руки переселенческие свидетельства, удостоверяющие их статус и дающие транспортные льготы. Количество ходоков, равно как и количество запросов, от сельских обществ соответствовало числу земельных долей, определяемых Переселенческим управлением в соответствии с проведенным мониторингом свободных и пригодных для заселения территорий. На втором этапе, в случае договоренностей между ходоком и местной администрацией, на место поселения выезжала семья переселенца или целое крестьянское поселение. При этом и проезд ходока, и перемещение его семьи (в один или оба конца) полностью (впоследствии частично) оплачивались за счет казны. Лица, проживающие за Уралом могли получать ходаческие свидетельства только при переселении на Дальний Восток. В начала столыпинского переселения было заметно несколько тенденций: «быстрая механизация с/х производства, стремление к повсеместному использованию агроулучшений и рост различных форм коллективных объединений – кооперативов, кредитных союзов и обществ (самопомощь)». (Азиатская Россия. Том первый. Люди и порядки за Уралом / Издание Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия. СПб С. 198). Средний срок обустройства переселенца составлял 5-6 лет. Столыпин делал ставку на максимальную информированность ходоков и переселенцев. Так «Известия ГУЗиЗ» вели постоянный мониторинг всех аспектов переселения: подготовки участков; количества и географии переселяющихся с учетом обратных переселенцев; проблем и достижений при обустройстве крестьян на новом месте. Миллионными тиражами издавалась общедоступная литература в виде брошюр и листовок, рассказывающая о ходе переселения. Данная литература распространялась не только в сельской местности, но во всех пунктах, где мог останавливаться ходок или переселенец, включая фельдшерские пункты. Сведения о свободных участках – наиболее важная информация для переселенца – была общедоступной: «… на всех важнейших узловых станциях по пути следования переселенцев были сооружены особые витрины-вывески с подвижными цифрами для указания оставшегося в районе свободного земельного фонда» (Переселение и землеустройство за Уралом в 1914 г. Пг., 1915. С. 10). Переселение осуществлялось всеми видами транспорта, однако особую роль в этом процессе сыграли железнодорожные перевозки. Был сконструирован специальный переселенческий вагон, характеристики конструкция которого неоднократно улучшались. Если вначале в обычных товарных вагонах просто выделялось место для инвентаря и скота, то с 1908 г. в вагонах предусматривалось водяное отопление, санузлы, места для приготовления пищи. Кроме них, существовали особые санитарные поезда, находившиеся в ведении специальной переселенческой медицинской службы и финансировавшейся из бюджета Переселенческого управления. Инфраструктура переселенческих маршрутов включала в себя жилые бараки вдоль линий ж/д, столовые, стационарные фельдшерские пункты. Некоторые из них обслуживали не только переселенцев, но и местных жителей. 4 марта 1911 г. переселение было объявлено свободным, нерегламентированным в любые районы по выбору самих переселяющихся после обязательного осмотра участка ходоками, которые закрепляли землю на новом месте за крестьянами. В случае ухода с места водворения, участок ходока или переселенца сохранялся за ним в течении двух лет. Однако этот срок был уменьшен. Был разработан комплекс мер для финансовой поддержки переселенцев. Ещё 5 июня 1894 г. вступили в силу «Временные правила о пособиях от правительства нуждающимся семействам переселяющихся», разработанные КСЖД. Они пересматривались и дополнялись в 1896, 1899, 1903, 1909 гг. В окончательном виде они составили закон от 19 апреля 1909 г. «О порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев». С июня 1912 г. было законодательно установлено, что кредиты и ссуды переселенцам будут выдаваться в зависимости от особенностей осваиваемого района. По созданной шкале ссуд, максимальная трудность района – Приамурье – давала возможность получить 400 руб., 200 из которых в виде безвозвратной помощи. Также в расчет бралось то, насколько государство заинтересовано в скорейшем освоении региона. Преимущество отдавалось тем нуждающимся, которые производили существенные улучшения участков, либо возводили строения. Всего за 1906 – 1915 гг. ссуды получили 851,9 тыс. чел. Переселение в Сибирь. В Сибири и на Дальнем Востоке было создано 8 переселенческих районов (по количеству губ.), возглавлял их заведующий переселением, подчинявшийся губернатору. Они делились на подрайоны. В каждом уезде, в зависимости от интенсивности темпов переселения, выделялось 1–4 подрайона. Кроме того, вдоль Транссибирской магистрали создавалось 2 р-на (Западный и Восточный) по передвижению переселенцев. В каждом из них создавались землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, лесные и с.-х. склады, агрономические и ветеринарные отделы, школы и больницы. В 1914 г. в Сибири было организовано 18 землеустроительных партий. В 1911 – 1914 гг. функционировало 36 складов с.-х. машин с 87 отделениями, 17 лесных складов, 38 продовольственных лавок. В этой системе работали 800 гидротехников, 14 агрономов и техников, 73 врача и 329 фельдшеров, 21 ветеринар и 37 ветеринарных фельдшеров. Так, к 1913 г. в Сибири было построено 633 больницы, 163 амбулатории, 2 пастеровские станции, 12 лечебных заведений минеральных вод (Азиатская Россия. Т. 1. С. 284). Для нужд переселения было проложено 12 989 верст грунтовых дорог и 915 верст водоотводных каналов, соорудили 13771 колодец и 161 водохранилище. В рамках земельной политики основное внимание реформаторов отводилось землеустройству. К 1915 г. окончательное отграничение крестьянских наделов провели на 37441 тыс. дес., или на 66,6 % всех земель, подлежавших землеустройству. Полностью данный процесс был завершен в Алтайском окр. В его ходе от многоземельных крестьянских общин отрезали 4930,5 тыс. дес, а малоземельным общинам добавили 2004 тыс. дес. В результате крестьянское землепользование в округе уменьшилось на 5 %. Изначально П.А. Столыпин ставил задачу формирования общинных союзов на переселенческих местах, поскольку они могли существенно облегчить процесс обустройства крестьян на новом месте. На регион не распространялось действие указа от 9 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г. и положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. Вопрос о соответствующем реформировании аграрных отношений в регионе в 1907–1909 гг. рассматривался отдельно. Совершив инспекционную поездку по Сибири и Поволжью в 1910 г. Столыпин скорректировал позицию правительства относительно технологии организации переселенческого дела. Он сам обозначал проблемы переселения: нехватка квалифицированного персонала землеустроителей, перебои с доставкой и размещением переселенцев, большой процент «самовольных», «неприписных» переселенцев, на которые казна не предусматривала выделение ресурсов и не обеспечивала их обустройство. Проблемы самовольных переселенцев решались по-разному, в зависимости от региона. Если на Северном Кавказе они могли вести хозяйство за счет большого количества свободных земель, то в Сибири скудость плодородной и возделанной почвы ставила под сомнение возможность землеустройства неприписных. Часть таких переселенцев впоследствии стремилось вернуться домой, увеличивая процент обратного переселения, воспринимаемого в правительственных кругах, как один из показателей неудачи переселения. Если в 1907 г. самовольные переселенцы с семьями составляли всего около 20 % общего числа семейных, то в 1908 г. они уже составляли 45–50 %. Роль неорганизованного ходачества была так велика, что некоторые регионы осваивались практически исключительно «неприписными». Например, из 776 поселков в четырех округах Енисейской губернии правительственное переселение дало только 102 поселка, а 624 были образованы путем вольной народной колонизации (Азиатская Россия. Т. 1. С. 183). Процесс неорганизованного ходачества порождал мнение, что самовольные переселенцы должны безусловно поощряться правительством путем предоставления им участков на тех же условиях, что и приписным. Столыпин видел в этом не только нарушение основ нравственности, но и правопорядка. Он предлагал ряд иных мер для упорядочивания и легализации обустройства на новых местах: «…дать возможность продажи земель нынешними их владельцами, понизить нормы наделов и, по возможности, смягчить… неравенство условий заселения отдельных районов» (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С. 547). К тому же не все обратные переселенцы возвращались на родину. Столыпин приводил цифры, согласно которым только по 1909 г. из 16500 переселенцев, 7828 человек отправились домой, а 8754 – в иные места Сибири (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С. 551). Анализируя проблему обратного переселения, Столыпин отмечал главный недостаток теоретической организации переселенческого процесса – универсализм при распределении земельных участков и ссуд при заблаговременном распределении земельных долей. Однако качество земли и условия хозяйствования сводили на нет принцип равного наделения переселенца и землей, и денежными средствами. Столыпин предлагал впоследствии отказаться от т.н. организованного ходачества, уменьшить объем регламентационных предписаний, перераспределение правительственных льгот по тем регионам, освоение которых считалось наиболее предпочтительным. В связи с этим Главное управление землеустройства и земледелия вносила в систему ходачества коррективы. Так, в 1909 г. была открыта для свободного переселения Амурская область, а в 1910 г. был оставлен без предварительного распределения весь фонд Дальневосточных областей, Забайкальская, Енисейская и Иркутская губернии. Успешность проведенных мер убедила правительство в необходимости восстановить свободу ходачества во всех без исключения районах Сибири. Также уже в процессе землеустройства было выявлено, что единоличное обустройство на переселенческих участках может быть не менее эффективным, и частные собственники могут составить конкуренцию коллективным формам землевладения. Поэтому, по указанию П.А. Столыпина, главноуправляющий ГУЗиЗ А.В. Кривошеин в 1909 г. разработал «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев сибирских губерний и областей», предусматривающее передачу надельных земель в частную собственность. Данная позиция укрепилась после поездки Столыпина и Кривошеина по Поволжью и Сибири осенью 1910 г. её итогам предлагался целый ряд дополнительных мер, в т. ч. развитие в Сибири частной собственности на землю; разрешение продажи земель переселенцам; распространение на зауральскую территорию деятельности Крестьянского банка; отвод наделов как переселенцам, так и старожилам не в пользование, а в собственность; развитие в регионе хуторских и отрубных хозяйств; обеспечение сбыта сибирского хлеба путем строительства ж. д. и отмены челябинского тарифного перелома. 10 марта 1911 г. Совет министров принял положение «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность», в котором предлагалось до его утверждения Государственной думой отводить участки под хутора в единоличное наследственное пользование. Правительство передало в Думу законопроект о введении частной. земельной собственности, но до начала Первой мировой войны его не успели утвердить. В связи с этим хутора и отруба в Сибири, в отличие от европейской части России, передавались не в собственность, а в постоянное наследственное пользование. В конце 1912 г. царь утвердил положение Совета министров о сдаче земельных участков в аренду переселенцам с правом последующего выкупа их на льготных условиях в частную собственность. В 1913 г. для арендаторов было подготовлено 3869 участков и сдан в аренду 371 участок. Преобразование общинного землепользования в Сибири началось после распространения на регион действия закона от 29 мая 1911 г. о землеустройстве, расширявшего права землеустроительных комиссий по внутринадельному размежеванию крестьянских селений. Спад переселенческого движения позволил расширить подготовку индивидуальных участков. ГУЗиЗ 25 марта 1911 г. предписало заведующим переселенческими р-нами в обязательном порядке нарезать не менее трети наличного земельного фонда в виде хуторов и отрубов. Если в 1907 г. подготовили всего 120 единоличных участков для переселенцев, а в 1910 г. – 597, то в 1911 г. – 5962 хуторских и 580 отрубных участков. Их заселение началось в 1911 г. К 1916 г. по 4 сибирским губерниям из 10,1 тыс. участков единоличного пользования заселили 5,5 тыс. Из всей массы новоселов в Азиатской России на хутора и отруба водворилось только 5 %. Параллельно проводилось размежевание старожильческих общин. В Томской губ. ходатайство об этом поступило от 290 тыс. старожильческих дворов, или 25 % от их общего количества. В целом по Сибири под хутора и отруба выделили 9228 тыс. дес. (около 13 % земель, подлежавших землеустройству). Посевные площади в Сибири с 1905 по 1912 гг. выросли на 33 %, поголовье скота – на 23 %. Накануне Первой мировой войны освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно около 100 млн. пуд. зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в несколько раз. Важным показателем успеха переселения было образование большого числа населенных пунктов в главных центрах переселения. За период с 1907 по 1917 гг. в Иркутском округе появилось 57 новых поселений; в Тарском округе – 505; в Омском – 1063; в Барабинском-182; в Славгородском -505; в Каменском – 96; в Новосибирском – 734; в Барнаульском – 241; в Рубцовском округ – 257; в Бийском – 334; в Томском – 1248; в Ойротской области – 157. Кавказ и Закавказье. Переселение на Кавказ и в Закавказье отличалось рядом специфических особенностей. Этот регион считался не только освоенным, но и заселенным автохтонным населением. Однако геополитическая напряженность, региональный сепаратизм и агротехнологические перспективы делали Кавказ привлекательным для целей переселения. Столыпинские реформы подняли объемы переселения на новый уровень: «С 1899 г., когда Закавказье было законодательно открыто для переселения по 1905 г. здесь было заселено 2900 семей в количестве 9239 душ м.п., а с 1905 по 1908 г. – 1953 семьи в числе 5859 душ м.п.» (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма в Азербайджане, 1830-1914 гг. М., 2009. С.30). Всего же с 1908 по 1912 гг. было водворено 8326 семей переселенцев, что составляло св.55 000 душ обоего пола (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма... С. 165). В частности, за этот период в Бакинскую губ. переселилось 3150 семей (11515 душ м.п.), а в Елисаветпольскую – 953 семьи (2987 душ м.п.). К 01.01.13 г. в целом по Кавказскому региону насчитывалось 342 переселенческих участка общей площадью 394188 дес., что составляло 59059 долей. Из них свободными оставалось приблизительно 7500 долей (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма... С. 153-154). За период столыпинских реформ было выделено на домообзаводство 670 570 руб.: на ссуды – 566 426 руб., на пособия – 104 144 руб. Число обратных переселенцев было невелико: к 1912 г. оставило места водворения около 6% переселенцев. Несмотря на то, что расселение осуществлялось по всему региону, правительство выделяло ряд приоритетных территорий, прежде всего Муганскую степь. Мугань имела приоритетное значение для России вследствие своего географического (правобережная часть Кура-Араксинской низменности) и геополитического расположения (район, граничащий с Персией). Будучи очагом древнейшей земледельческой культуры, в с/х отношении степь оставалась неосвоенной, особенно центральная часть Мугани, составлявшая 176 000 дес. Основной задачей правительства в регионе было формирование современной ирригационной системы, что и было закреплено в ряде нормативных актов («Об отпуске из государственного казначейства средств на орошение центральной части Муганской степи», «Об отводе казенных орошенных участков в Муганской степи»). При разработке и принятии указанных законопроектов, Дума и правительство (прежде всего ГУЗиЗ) взяли под особый контроль использование выделяемых денежных средств – в целом около полумиллиона рублей. Тем самым, ставилась задача взять за образец тот способ заселения, который предусматривался правилами о переселении на казенные земли, с некоторым сокращением общих переселенческих льгот. Таким образом, в практику ссудно-кредитных отношений между государством и переселенцами вводился критерий исчисления средней доходности орошенной (окультуренной) земли при погашении средств, выделенных казной. В течении первого года водворения, переселенцы освобождались от казенных платежей и земских денежных сборов, а в следующие два года платили половину указанных сборов. Максимальный размер выделяемой земли составлял девять дес. на дров. Также, законодатель устанавливал требования к использованию земель, стремясь предотвращать их экстенсивное использование. Так, запрещалось посев риса и передача земель непереселенцам в аренду, не рекомендовалось выделение участков в коллективное владение. Темпы развития орошения на Мугани шли нарастающим образом (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма... С. 299):  

Период       Количество орошенных земель (дес.)       
1902-1908       6000       
1908-1909       16 000       
1910       18 000       
1911       22 000       
1912       47 000       
1913       50 000       

 

При выборе с/х культуры, приоритет отдавался посевам хлопчатника (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма... С. 362):  

Период       Количество засеянных земель (дес.)       
1904-1906       145       
1907       325       
1908       800       
1909       829       
1910       3291       
1911       5282       
1912       7000       

 

Литература: Азиатская Россия. Том первый. Люди и порядки за Уралом / Издание Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия. Список населенных мест Сибирского края. Т.1-2. Округа Юго-Западной Сибири. Новосибирск, 1928-29. Переселение и Землеустройство за Уралом в 1914г. (Отчет о работах Переселенчского Управления за 1914 год). Петроград. Переселенческое Управление Главного Управления Землеустройства и Земледелия. 1915г. Скляров Л.Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. - Л.: Наука, 1962. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001. П.А. Столыпин. Грани таланта политики. М., 2006. Багиров Ф. Э. Переселенческое движение в Азербайджане в 1830-1914 гг. М., 2009.

В.П. Зиновьев, Н.А. Федорова


Возврат к списку